[сир. ] (между 475 и 483 - 4.11.537), монофизитский писатель, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. сир. 4 нояб., 26 июня). Нек-рые сведения об И. б. А. содержатся в хрониках Псевдо-Захарии Ритора (сер. VI в.) и Псевдо-Дионисия Телль-Махрского (2-я пол. VIII в.). Житие И. б. А. (BHO, N 497) написано одним из его учеников.
И. б. А. род. в Эдессе, к-рая была одним из центров греч. образования и культуры на сир. Востоке. Отец умер еще до его рождения, и сын стал называться по имени матери (Афтонья). В юности И. б. А. поступил в мон-рь св. Фомы в Селевкии на р. Оронт; нес послушание привратника и плотника, занимался научными трудами. Иногда в рукописях И. б. А. именуется «ритором» и «бывшим адвокатом», однако сведения о его причастности к судопроизводству не сохранились. Во время гонений визант. имп. Юстина I на антихалкидонитов И. б. А. был избран притесняемой монофизитской братией настоятелем обители; в этом сане он упомянут в апр. 528 г. в колофоне рукописи (Assemani. BO. T. 2. P. 46). С усилением репрессий И. б. А. с братией был изгнан из обители и переселился на Евфрат, где основал мон-рь Кеннешре (орлиное гнездо), впосл. ставший центром изучения греч. языка и философии. В 532/3 г. И. б. А. отправился в К-поль, где в качестве секретаря участвовал в переговорах между сторонниками и противниками Халкидонского Собора (организованы имп. св. Юстинианом I). Незадолго до смерти Антиохийский монофизитский патриарх Севир написал И. б. А. письмо, в к-ром предсказал его кончину.
И. б. А. принадлежит неск. сочинений, сохранившихся в переводе с греч. языка на сирийский. Толкование на Книгу Песни Песней Соломона известно лишь во фрагментах (изд.: Krüger. 1966. S. 69-71). Гимны И. б. А. (ок. 70) в рукописной традиции прилагались к Осмогласнику Севира Антиохийского вместе с песнопениями Иоанна Псалта (Каллиграфа), также настоятеля Кеннешре, и др. авторов. Этот гимнографический сборник был переведен на сир. язык в 20-х гг. VII в. на Кипре. В 675 г. этот перевод отредактировал Иаков Эдесский (изд.: The Hymns of Severus of Antioch and Others in the Syriac Version of Paul of Edessa as Revised by James of Edessa / Ed., transl. E. W. Brooks. P., 1909-1911. 2 vol. (PO; T. 6. Fasc. 1; T. 7. Fasc. 5)). В этот же корпус входит гимн Иоанна Псалта в честь И. б. А. (Ibid. 1911. Vol. 2. P. 660-661). Традиция атрибутирует И. б. А. Житие Севира Антиохийского, отличное от Жития, приписываемого Захарии Ритору, но отчасти основанное на нем (Sévère, Patriarche d'Antioche, 512-518 / Ed. M.-A. Kugener. P., 1907. Vol. 2: Vie de Sévère, par Jean supérieur de monastère de Beth-Aphtonia. (PO; T. 2. Fasc. 3)). Однако авторство И. б. А. является спорным из-за проблем внутренней хронологии; Ф. Но считал автором Жития др. настоятеля Кеннешре, также носившего имя Иоанн.
Память И. б. А. встречается под 26 июня и/или 4 нояб. в сир. календарях VII-XVII вв. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd., trad. F. Nau. P., 1912. (PO; T. 10. Fasc. 1); Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 141, 166), однако в совр. календаре она не отмечена. Несмотря на это, о почитании И. б. А. в Сирийской яковитской Церкви в наст. время свидетельствует освящение церкви в его честь в Кранбери (шт. Нью-Джерси, США).